Живучая ересь Ария
Гонимое толпой иудеев и язычников, третируемое державной властью Рима, вплоть до времен императора Константина Великого, христианство раздиралось изнутри противоречиями. Но, несмотря на это значение веры для людей было огромным. Целостность нового учения было важнейшим условием выживания новой религии. Борьба за лидерство и формирование институтов церкви, поначалу отодвинули догматические проблемы на второй план. Но со временем, окрепнув в борьбе организационно, церковь столкнулась с разъедающими ее изнутри ересями. В четвертом веке, серьезной угрозой апологетике Христианского учения стало арианство.
Это догматическое заблуждение возникло благодаря стараниям некоего Ария, христианского священника из Александрии. По некоторым предположениям, Арий рожден был в Ливии. Во времена антихристианских гонений он перебрался в Александрию под покровительство епископа Мелития Ликопольского, строгого ревнителя веры и ненавистника всех отступников.
Александрийский епископ Петр был более мягок к вынужденным отступникам. Мелитий выступал против позиции Петра, а особенно рьяно поддерживал своего патрона в этом противостоянии диакон Арий. За публичные осуждения архиепископа ретивый Арий был отлучен иерархом от церковного общения. Занявший вслед за Петром александрийскую кафедру Ахилл, сменил «гнев на милость» и рукоположил строптивого Ария в пресвитеры.
Первый раз Арий озвучил свои взгляды на основополагающие догмы христианства в 318 году в диспутах с епископом Александром. Суть его взглядов была в том, что в отличие от Бога Отца, извечного и безначального, Сын до момента рождения не существовал, а значит, имел начало, поэтому и не вечен. Арий не мог признать Христа единосущным с Творцом. Это бы означало, что Отец является сложной сущностью, разделяем и изменяем.
Епископ подверг обструкции доктрину Ария. В поисках поддержки, мятежный пресвитер обратился к последователям Лукиана Антиохийского. Наиболее существенную поддержку Арию оказал епископ Евсевий Никомидийский, имевший значительное влияние в придворных кругах. Это способствовало притоку значительного числа сторонников ереси в те времена.
В своем учении Арий смешал критическое отношение к троице и своеобразную интерпретацию Христологии. Все вместе подано как учение о Логосе. Вневременная предвечная субстанция, согласно учению Ария не тождественна вечности Бога. Логос сотворен из ничего, но в свою очередь, он создал все сущее, не являясь при этом частью Бога. Поэтому Сын, будучи Логосом, не является единосущным Богу по природе, а только лишь по «благодати».
Поэтому Арий и его последователи считали Христа первым святым, не имеющим отношения к Божественной сущности. Такая трактовка Христианского учения была осуждена на первом соборе предстоятелей церкви в Никее. Там был принят Символ Веры, опровергающий арианство.
Однако арианство, в том или ином виде проникает в сознание врагов христианства, смущая сознание и прельщая соблазнами нестойких в вере людей.
